- ОНОМАСТИКА
ОНОМА́СТИКА (от греч. onomastikē искусство давать имена), раздел языкознания, изучающий имена собственные, их происхождение, развитие и функционирование. О. называют также совокупность имен собственных.
Разделами О. являются антропонимика, исследующая личные имена людей, топонимика географические названия, этнонимика названия народов, космонимика названия внеземных объектов, теонимика названия мифических существ и божеств, зоонимика клички животных.
Изучением собственных имен в художественной литературе занимается О. поэтическая. Ее предметом являются вымышленные автором (реже реальные) имена героев произведения и мест действия. Собственные имена используются в художественных произведениях как в качестве средства культурно-исторического изображения действительности, так и характеристики персонажей. Кроме того, помимо чисто назывной, они также могут нести стилистические, а иногда и социально-идеологические функции. О. поэтическая различает два основных типа имен: стилистически нейтральные, не участвующие в раскрытии образа или обстоятельств действия (капитан Тушин у Л. Н. Толстого, Андрей Соколов, г. Урюпинск у М. А. Шолохова), и экспрессивно-оценочные, «говорящие» имена-этикетки с прозрачной положительной или отрицательной семантикой. «Значащие» имена были характерны для эстетики классицизма (Скотинин у Д. И. Фонвизина, Молчалин у А. С. Грибоедова). Особенно распространены они в сатирической литературе (город Глупов, Иудушка Головлев у М. Е. Салтыкова-Щедрина, унтер Пришибеев у А. П. Чехова). В научно-фантастической и приключенческой литературе широко используются вымышленные «экзотические» имена (Аэлита у А. Н. Толстого, капитан Немо у Ж. Верна). Наряду с реальными названиями (напр., названия улиц Петербурга у Ф. М. Достоевского и Киева у М. А. Булгакова) иногда употребляются зашифрованные и символические имена героев и мест (Скотопригоньевск у Достоевского, город Н-ск, N у многих авторов, «Н. Ф. И.» у М. Ю. Лермонтова). Собственные имена нередко выступают как названия художественных произведений: «Дон Кихот» Сервантеса, «Анна Каренина» Л. Н. Толстого, «Братья Карамазовы» Достоевского, «Петербург» А. Белого, «Тихий Дон» Шолохова, «Порт-Артур» А. Н. Степанова. Имена героев могут становиться нарицательными: Дон Жуан донжуан, Митрофан Митрофанушка и т. п.
Литература:
Подольская Н. В., Словарь рус. ономастич. терминологии, М., 1978;
Rajec Е. М., The study of names in literature. A bibliography, N. Y., 1978.В. П. Нерознак.
Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Под редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. 1987.